Два героя Нины Ворошниной

Два героя Нины Ворошниной

Существует одна любопытная закономерность: автобиографические книги нередко оказываются, если можно так сказать, в более выигрышном положении по сравнению с произведениями «обычной» художественной литературы. Вероятно, дело здесь в том, что они имеют как бы двойную страховку, поскольку вызвать интерес читателей могут как фактическим содержанием публикуемых воспоминаний, так и непосредственно самой человеческой личностью мемуариста. В результате что-то полезное и любопытное для себя получают шанс найти и любители социальной истории, и поклонники изящной словесности.

Вышедшая недавно в челябинском издательстве «Энциклопедия» книга «Калейдоскоп», написанная в форме свободного беллетризованного повествования Ниной Михайловной Ворошниной, искусствоведом и педагогом, многие годы преподававшей в Челябинском госуниверситете историю искусств, в полной мере обладает этим выгодным преимуществом.

Очень яркий, эмоционально насыщенный и мастерски оформленный рассказ охватывает события более чем за полвека – с послевоенных годов, на которые пришлось нелегкое, но, как всегда, незабываемое детство, и вплоть до сегодняшних лет, когда опыт пережитого позволяет спокойным взглядом окинуть пройденный путь, подвести итоги многому, еще раз вспомнить всё главное и лучшее, а заодно сделать выводы о том, к чему были направлены искренние стремления, на что пошли добросовестные усилия, ради чего вообще жилось на свете.

И совершенно закономерно, что автор «Калейдоскопа», посвятившая свою жизнь изучению и неустанной пропаганде художественного творчества, отчетливо формулирует свое жизненное и мировоззренческое кредо, в полной мере выдержавшее проверку временем: «И все-таки искусство – самое прекрасное, что есть в жизни». Книга Нины Ворошниной служит наглядным и убедительным доказательством этого утверждения.

Говорить о целостном и определенном мировоззрении в данном случае вполне уместно. Настоящий искусствовед непременно должен обладать своим зорким, пытливым и наблюдательным взглядом на произведения искусства, их творцов и ту самую жизнь, которая во все века являлась естественной средой, порождающей искусство. А взгляд у автора «Калейдоскопа» действительно профессиональный. Она так и называет себя на страницах своей книги – профессиональным зрителем, то есть человеком с повышенным уровнем интереса ко всему окружающему, причем интерес этот развивался на серьезной культурной и научной основе.

Из воспоминаний Нины Ворошниной любознательный читатель узнает и о ее театральных впечатлениях, в том числе об актерской игре молодого Высоцкого в театре на Таганке, и о дружеском, доверительном общении с многими талантливыми художниками, и о знакомстве с великим отечественным филологом ХХ века Юрием Михайловичем Лотманом, на лекции которого в Тартуский университет она специально возила из Челябинска своих студентов.

А сколько еще увлекательных историй и выразительных заметок рассеяно там и здесь по этой небольшой книге, но весьма емкой и содержательной книге! Пересказ – дело заведомо неблагодарное, поэтому искренне рекомендуем читателям самим ознакомиться с «Калейдоскопом», благо что он увидел свет в местном издательстве, а это значит, что несколько так называемых обязательных экземпляров наверняка есть в нашей областной библиотеке.

Как и положено калейдоскопу, оптика одноименной книги отличается изяществом и взаимосвязанностью составляющих ее деталей. В книге два главных героя: первый из них – это ее автор, а второй – искусство, вдохновенным и самозабвенным служением которому ознаменована вся жизнь Нины Ворошниной. Одно неотделимо от другого, а точнее сказать – искусство является для автора «Калейдоскопа» главной ценностью, определившей ее судьбу. Она сама очень хорошо сказала об этом в своей книге, не побоявшись в чем-то даже поспорить со знаменитой формулой классика русской литературы:

«В отличие от Федора Михайловича Достоевского, который говорил, что красота спасет мир, я уверена, что мир спасет искусство».

Литература, живопись, музыка, театр облагородят усталую душу и убогую повседневность. Надо только открыть ему свое сердце и не лениться. Искусство, красота, доброта, благородство, терпимость – для этого следует жить и возделывать свой сад, дом, планету. Тогда скука не поселится в душе, и человеку станет интересно жить, и человек станет интересен окружающим людям, детям, собакам, птицам. Я так живу».

Да, это верно, и с этим нельзя не согласиться. Как было бы хорошо всем нам, если бы и в нашей жизни искусство могло занимать такое же центральное, основополагающее, ключевое место. Мир действительно стал бы лучше, чище, светлее, добрее. Поистине, искусство достойно того, чтобы жить им и ради него, и это – один из главных итогов творческой судьбы Нины Ворошниной.

Книга не случайно названа «Калейдоскопом». Она и вправду составилась из множества колоритных, заметных, показательных миниатюр, которые образуют все вместе увлекательный сюжетный «узор» или, лучше сказать, многогранную призму, отразившую самые разные моменты жизни ее автора, чрезвычайно богатой событиями, встречами, впечатлениями и постоянными, разнообразными делами. Обаятельная индивидуальность интонации постепенно захватывает, завораживает и невольно передается читателю, как и самобытные, неповторимые стилистические особенности речи увлекательного и одаренного рассказчика.

Нине Ворошниной в равной мере удается и лирическая душевность, и мягкая теплота, и тонкость логического анализа, и замечательное умение несколькими остро подмеченными штрихами выразительно охарактеризовать человека, воссоздав средствами художественного слова его мгновенный психологический портрет. Как трогательно, искренне и даже порой немного наивно, с непреходящим радостным волнением говорит она о кумирах свой молодости! И в то же время с каким отточенным сарказмом, глубокой язвительной иронией и неподдельным пафосом негодования воссоздает она гротескные образы типажей торжествующего мещанства, профанирующих высокое искусство и норовящих подменить его истинные ценности сиюминутными и конъюнктурными торгашескими расчетами!

Поделом им, новоявленным потребителям того, что не их трудом создано и не для таких, как они, должно бы быть предназначено.

Эти публицистические отступления в «Калейдоскопе» отнюдь не нарушают единства книги, а наоборот – дополняют духовный облик Нины Ворошниной, свидетельствуя о ее честной и бескомпромиссной гражданской позиции.

И постепенно возникает ощущение, что как бы сама собой, вследствие этого синтеза, соединения разнообразных, как в настоящем калейдоскопе, отдельных фрагментов внутренне цельной и единой жизни, о перипетиях которой с такой полнотой и подробностью повествуется в книге, возникает не просто пестрая мозаика, а целая завершенная панорама, вобравшая в себя и краски искусства, и звуки мира, и личные наблюдения, и обобщенные раздумья о сущности своей профессии, о судьбах творцов и о значении красоты для нравственного роста и совершенствования человека. Как бы ни складывалась жизнь, какие бы серые сумерки временами ни застилали горизонт, всегда пробивался яркий, благодатный, чарующий свет, словно по волшебству преображающий все вокруг. Имя этому чуду – искусство.

Нина Ворошнина нашла исключительно верные и проникновенные слова для определения особой значимости того дела, которому она однажды и навсегда посвятила всю себя:

«А по мне, искусство как раз лишено будничности, я поэтому и выбрала эту профессию, чтоб весело и интересно проживать свою жизнь».

В этом нет преувеличения – это ясный и непреложный факт, самым достоверным подтверждением которого как раз и служит «Калейдоскоп».

Кирилл РАТНИКОВ

мебель на заказ Щербинка

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

стрижка чихуахуа в Санкт-Петербурге
VK31226318