Любой американский ребенок понимает…

Любой американский ребенок понимает…

Николай Злобин нашел истоки международной политики США в тамошнем быте.

Николая Злобина разные источники называют то российским, то американским политологом. Эта двойственность подчас «рвет шаблон»: гражданин России, вхожий в Кремль, он 20 лет живет в США и является директором российских и азиатских программ Института мировой безопасности (так теперь называется бывший Центр оборонной информации США). Николай Злобин - автор нескольких серьезных книг и публикаций, теперь написал совсем другую книгу - «Америка… Живут же люди!»

Я прочитал ее в один присест, благо, что написана она легким языком и с легким сердцем. «Америка, бесспорно, самая удобная для обычной жизни страна», - пишет Н. Злобин, буквально раскладывая по полочкам тамошнюю жизнь. Вот названия некоторых глав: «Американское детство», «Американский патриотизм», «Американский дом», «Американцы на работе и дома», «Работа в Америке: памятка для иностранцев», «Взлеты и провалы американского здравоохранения».

Средний класс в Штатах - это 60 процентов от всего населения, активная его часть, выбирающая себе власть снизу доверху. И хотя американцы власть не любят в принципе (как свою, так и чужую) и всячески себя от нее отделяют, все же бытовое мировоззрение экстраполируется на политику США.

Здесь, на мой взгляд, и заключена главная подспудная задача автора: объяснить российской аудитории, почему американская политика такая. В этом смысле книга - безусловно, апология Америки. Но апология, я бы сказал, жанрово чистая, ни в какое сравнение не идущая с доморощенным «пиаром». И повод для нее весьма существенный. Уровень антиамериканизма, насаждаемый нашим агитпропом, как-то уже напоминает времена холодной войны, что не столько тревожно, сколько нечестно по отношению к россиянам.

Почему американцы всюду лезут со своим уставом? Н. Злобин объясняет это «мессианство»: «Американский подросток… с детства сталкивается с людьми с другим цветом кожи, другой религией, говорящими на английском языке с разными акцентами… Это с детства определяет его рамки толерантности к другим. Однако при этом любой американский ребенок понимает, что все эти люди приехали из своих стран именно в его страну. Потому что его страна - лучше. Лучше всех. У него начинает формироваться ощущение, что мир за пределами его страны хуже, беднее, опаснее и т.д.» А раз так, то «улучшить мир» видится американцу задачей благородной. «Часто при этом он не задается вопросом о том, желает ли мир быть улучшенным по американскому образцу».

Интересно, что американцы почти никогда не позволяют себе критиковать свою страну за границей и, подчеркивает Н. Злобин, с опаской относятся к тем иностранцам, кто приезжает в США и поносят свою страну. Но тут важная ремарка: «Если тебе есть что сказать критического о своей стране и ее правительстве и у тебя есть возможность, то ты должен это делать внутри страны…» Так рассуждает «средний американец», исходя из исторического опыта своей страны и эмпирики собственной повседневности.

И оказывается, что одно неотделимо от другого. Достижением американской цивилизации Н. Злобин называет не научно-техническую мысль, индустрию развлечений или военную мощь, а прежде всего «уникальный американский способ устройства ежедневной жизни обычного человека», который и смог сыграть такую роль в мировой истории.

Николай Злобин. «Америка… Живут же люди!», Москва, «Эксмо», 2012.

Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318