Хватит ли нам денег на жизнь?

Хватит ли нам денег на жизнь?

В Законодательном Собрании области прошли публичные слушания. Их участники рассмотрели проект регионального бюджета на ближайшие три года. К моменту подписания номера в печать результат обсуждения не был известен. Однако в том, что правительственный проект одобрят в предложенных исполнительной властью параметрах, мало кто сомневался. Вместе с тем ситуация в экономике страны и региона такова, что обсуждать бюджет, вероятно, придется на стадии не только его принятия, но и последующего исполнения. По крайней мере, запрос на прозрачность и обоснованность расходов будет расти.

А где результат

— Если рассмотреть проект бюджета в целом, то он очень хорош для условий прошлого года, — оценивает экономист, руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении РАН Сергей Гордеев. — Сделан добротно, грамотно. Вычищен от всяких излишеств. Но времена изменились настолько, что всех этих положительных качеств уже недостаточно, поэтому представленный проект чем-то напоминает устаревшее расписание поездов. В нем отражены экономические процессы уходящего года, хотя очевидно, что в 2015-м задачи экономики и социума будут отличаться от прежних.

До недавнего времени бюджетным приоритетом были вопросы стратегического развития: мы думали, как обеспечить рост. А задача бюджета ближайшего года — гарантировать жизнеобеспечение. В результате вероятность того, что бюджет придется корректировать, несмотря на его относительно высокое качество, довольно велика.

По мнению эксперта, управление казной необходимо переводить на программную основу.

— Обычно расходную часть бюджета мы рассматриваем исключительно с точки зрения затрат, — поясняет он. — А что эти затраты дают? Ожидаемые результаты, целевые нормативы в утвержденном правительством проекте формальны. Расходы, как и прежде, распределяются по нормативам. Те, в свою очередь, формируются по принципу «от достигнутого». То есть от уровня предшествующих затрат без оценки их эффективности.

Иными словами, если раньше на ремонт километра дороги вы потратили некую сумму, то эта сумма автоматически становится нормативом без учета степени рациональности ее использования.

Бюджет на фоне стресса

— Качественная экономическая экспертиза при планировании расходов отсутствует, — убежден Гордеев. — Точки пересечения бюджетного процесса с программными стратегиями развития по-прежнему довольно призрачные. Это более-менее допустимо при росте доходов на 15—20 процентов в год. А сейчас, когда возможности роста ограничены, по некоторым направлениям финансирования возможны болезненные провалы. Перед нами проект бюджета более высокого качества, но, одновременно, и возрастающих рисков, связанных с изменениями в экономике. Вносить в него какие-то поправки на этой стадии бессмысленно: с точки зрения пропорций, диктуемых заявленными приоритетами, он сделан хорошо. Проблема именно в приоритетах. Но это уже вопрос не бюджетного процесса, а комплексного развития, и ставить его следовало несколько раньше.

По словам Сергея Гордеева, принимаемый проект бюджета, сверстанный по докризисным принципам, в будущем году ждут испытания на стрессоустойчивость.

Влияние стресса, особенно в федеральной повестке, уже ощутимо. На днях СМИ стали поговаривать о возможной корректировке бюджетных выплат, предусмотренных «майскими указами» президента Путина. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков слух опроверг, но эмоциональный осадок остался.

Показательно и месячной давности высказывание полпреда президента в УрФО Игоря Холманских насчет уровня зарплат учителей. Полпред дал понять, что государство, повысив педагогам зарплату, вправе ожидать существенного повышения качества образования, чего, по оценке Игоря Рюриковича, не последовало. Он даже подчеркнул, что количество рабочих часов в течение недели у учителя меньше, чем у труженика завода. Мол, эти часы, оплаченные государством, необходимо отрабатывать.

Реплика весьма характерна. Дело даже не в том, что полпред, не учел массу внеурочной учительской работы, выходящей за все возможные нормы. Показателен эмоциональный прессинг представителя федеральной власти в адрес бюджетников. Обычно к этой категории людей власть на словах подчеркнуто демонстрировала лояльность, пользуясь взаимностью в ходе выборов. Охлаждение тона — показатель, что с деньгами в Отечестве и впрямь туго.

Слабый рубль — не в помощь

Курсы валют — также источник напряжения. Правда, формирующие бюджет южноуральские предприятия металл продают за рубеж. Рассчитываются с ними подорожавшей валютой, и это должно обеспечить больший приток денег. Но не все так просто.

— У крупных предприятий-экспортеров, как правило, долларовые кредиты, — поясняет Сергей Гордеев. — Объемы выплат по ним увеличиваются пропорционально падению рубля. Конъюнктура мировых рынков металла при этом заметно ухудшилась. Нужно учесть и влияние транспортных возможностей экспорта. Мы далеко от морских портов и как регион, находящийся в центре России, с точки зрения транспортной логистики ориентированы на внутренний спрос. Экспорт влечет связанные с перевозкой издержки, что в условиях инфляции создает дополнительный негатив.

Не стоит забывать и о санкциях против России. По словам Гордеева, нынешнее состояние экономики с ними не связано. Результат их воздействие станет ощутим не ранее, чем через квартал.

В числе рисков эксперт называет рост зарплат без структурных изменений в бюджетной сфере. А еще — необходимость индексировать зарплаты с поправкой на инфляцию: она минимум на треть выше той, что прогнозировалась ранее.

— Очевидно, что в бюджете нужно формировать весомый фонд стабилизации для решения социальных проблем, — делает вывод эксперт. — До этого считалось, что все чрезвычайные ситуации — сфера деятельности МЧС. Остальные беды при экономическом росте маловероятны. Но сейчас обостряется вопрос жизнеобеспечения в условиях нехватки денег.

Мы скромны. Но надо быть эффективными

— Тем не менее, есть возможности для оптимизации, — уверен Сергей Гордеев. — Например, в сфере финансирования городов и районов. Скажем, бюджет Челябинска изначально формируется на сумму около 20 миллиардов рублей, а в итоге получается 30. На основании чего туда добавляется 10 миллиардов? Насколько объективно, по каким нормативам выполняется финансирование развития территории и оптимальна ли там структура затрат? И этот вопрос нужно решать не исключительно в сфере областного бюджета или местного, а в сфере их взаимодействия.

Важно понять, в какой мере межбюджетные отношения объективно отражают потребности конкретного города или района. Необходимо повышать качество бюджета и степень прозрачности процесса его составления. Использовать для обмена мнениями упрощенные механизмы разовых публичных слушаний в настоящее время недостаточно. В постоянном обсуждении должно быть задействовано множество институтов — и общественных, и государственных. А пока мы живем по старинке, когда министерство финансов, выполняющее свод показателей и прогнозов, является единственным автором бюджета.

Вместе с тем, Сергей Гордеев отмечает положительный результат управления региональной казной:

— Дефицит бюджета не растет, а закредитованность нашей области значительно меньше, чем других, — говорит он. — Но есть и негативная сторона: бюджетная обеспеченность в расчете на одного южноуральца ниже, чем в соседних регионах. На нас государство тратит меньше, чем на наших соседей. И в этом есть несправедливость: принципиальные страдают больше, чем те, кто денег нахватал и неплохо живет. Отсюда — худшее, чем у других, качество жизни и весь шлейф социального напряжения. Почему сложилась такая ситуация? В свое время губернатор Сумин денег у федерального центра, как правило, не просил. Губернатору Юревичу денег в последнее время не давали. Губернатору Дубровскому деньги готовы дать, но ситуация такова, что их просто нет. Поэтому для Челябинской области вопрос повышения эффективности бюджетных расходов стоит наиболее остро.

Mebel-chernogolovka.ru мебель на заказ в Черноголовке

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318