Отечественные лекарства против импортных

Отечественные лекарства против импортных

Фармрынок — точная калька продуктового. А в нем прогнозируется рост цен до 80 процентов к концу года.

По данным Челябинского территориального управления Росздравнадзора, представители которого регулярно проводят выборочный мониторинг 50 жизненно важных лекарственных средств (ЛС), за период с 5 января по 5 февраля розничные цены на лекарства в области выросли в среднем на 10—12 процентов. Это совпадает с наблюдениями рядовых южноуральцев: наш собкор по Магнитогорску Геннадий Григорьев, в течение года анализировавший изменение цены пузырька йода, пришел к выводу, что он подорожал на 150 процентов. Какие глубинные процессы стоят за ростом цен на медикаменты? Выгодно ли это работникам фармотрасли области? Какими будут ценники на лекарства в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОГУП «Областной аптечный склад», осуществляющий поставки медикаментов для нужд областного бюджета, Наталья Ходченко.

Людям нравятся импортные лекарства

— До 65 процентов лекарств в общей структуре бюджетных поставок области (если брать в ценовом выражении) — это импорт, — говорит Наталья Владимировна. — Это значит, что рост курса доллара вносит в удорожание ЛС прямые коррективы. Тенденция преобладания импорта в общей структуре лекарственного ассортимента сложилась после кризиса 1998 года, когда оправившиеся после финансовых потрясений граждане стали приобретать более качественные, с их точки зрения, медикаменты, а значит, и более дорогие. Подтверждением достойного качества отечественных лекарств может служить тот факт, что их использует МЧС, требовательное ко всему, что касается вопросов человеческой жизнедеятельности. Но людям нравятся импортные лекарства, а мы, коммерсанты, ориентируемся на спрос.

Может быть, кризис повернет южноуральцев к отечественным препаратам, которые, в свою очередь, загрузят заказами российскую фарминдустрию?

— Это логично, но маловероятно. Человек, на протяжении длительного времени пользующийся одним и тем же импортным лекарством, назначенным ему врачом, вряд ли от него откажется, даже во время финансового кризиса. Если уж изменения в предпочтениях произойдут, то, скорее всего, на рынке косметических и парафармацевтических изделий, с которыми аптеки стали активно работать в последние годы. Лучше сэкономить на средствах гигиены, чем на лекарстве, которое тебе необходимо по жизненным показаниям. Кроме того, у многих импортных препаратов, например у инсулина, нет отечественных аналогов, поэтому хотим мы этого или нет, но полностью уйти от импорта нам не удастся.

Сомнительно и то, что в условиях экономического кризиса спрос на отечественные ЛС реанимирует отечественную фармпромышленность. Для того чтобы запустить новые производственные мощности, нужны серьезные материальные вложения, которые лягут на себестоимость продукции, в итоге она вряд ли сможет конкурировать с импортной.

К весне цены ощутимо поднимутся

Наталья Владимировна, как складываются цены на лекарства в области и кто их контролирует?

— Цену устанавливает производитель, контролирует и регулирует государство. Сейчас непросто приходится тем российским поставщикам, кто взял кредит на приобретение ЛС в долларах, а продажная цена зафиксирована в рублях. Но наше предприятие работает в рублевой зоне. Как и некоторые другие поставщики, сейчас мы работаем на остатках прошлогодних запасов медикаментов. Поэтому пока рост цен на лекарственные препараты в области не так заметен, а увеличение розничной цены в большинстве случаев нивелируется уменьшением торговой надбавки. Но уже к весне, когда запасы закончатся, цены ощутимо поднимутся.

Сейчас мы говорим, что цены на лекарства растут, потому что растет курс доллара. Но ведь они росли и когда «зеленый» падал…

— Я тоже хотела вам об этом напомнить. Фармрынок — часть общероссийского, и лекарства растут в цене так же, как и другие товары и продукты. Повышение цены учитывает инфляционную составляющую, дорожающую электроэнергию и другие тарифы, коммунальные услуги, приобретение сырья и субстанций, аренду помещений. Даже такие мелочи, как импортное оборудование на российских фармпредприятиях, влияет на рост цен, потому что «заточено» под импортные комплектующие, стоимость которых тоже постоянно растет. Таким образом, мы видим, что рост цен на медикаменты отмечался и в прошлом, и в позапрошлом году, но обычно это происходило осенью и в январе, когда у производителей лексредств заканчиваются финансовые периоды. В этом году в связи с кризисом и ростом курса доллара ситуация изменилась, но в целом остается под контролем.

Не получится ли так, что рост цен на лекарства повлечет за собой уменьшение их поставок в ЛПУ и, как следствие, возникнет дефицит?

— Конечно, увеличение цены не может не сказаться на формировании заявок ЛПУ: скорее всего, руководители будут заказывать больше отечественных препаратов, чтобы сохранить объем в упаковках. Мы учли ошибки прошлого, и сегодня медикаментов в области хватает. Если возникают проблемы, то чаще всего из-за того, что больницы неточно прогнозируют заявку. Сейчас положение изменилось к лучшему: принято решение о создании в области логистического центра, с помощью которого можно анализировать скорость расходования лекарства, за месяц предвидеть потребность в том или ином препарате и оперативно разыгрывать дополнительный конкурс на его поставку.

Фармрынок — это жестко фиксированная система

Какие еще предпринимаются меры, ограничивающие рост цен на медикаменты?

— Бюджет разыгрывает конкурсы на поставку лекарств на полугодие или квартал, и это позволяет надеяться на то, что цены будут сохранены на одном уровне в течение указанного периода. Раньше мы позволяли себе ежемесячно дозакупать ЛС, сейчас стараемся сразу закупать по максимуму, чтобы получить дисконт, сохранить прежнюю, более низкую, цену и выполнить свои обязательства перед бюджетом.

Нужны ли, по-вашему, дополнительные меры государственного регулирования для стабилизации цен на лекарственные препараты?

— Фармрынок — это жестко фиксированная система, в которой зарегламентировано уже, кажется, все: порядок лицензирования, периодичность проверок, предельный размер оптовых и розничных наценок. В остальном рынок может сам себя регулировать: устанавливается более высокая цена — меньше продается лекарств — меняется наценка и т.д. Вообще должна сказать, что повышение цен на медикаменты — такой же стресс для фармацевта, как и для потребителя. Поставьте себя на место сотрудника аптеки, вынужденного в течение всего рабочего дня выслушивать упреки покупателей! Представители фармотрасли, так же как покупатели, заинтересованы в стабильной и слаженной работе системы по установленным правилам.

Некоторые аналитики полагают, что ценовой пик на лекарства придется на февраль, дальше цены не будут расти столь стремительно. Разделяете ли вы это мнение?

— Фармрынок является точной калькой продуктового: здесь действуют те же правила, законы и тенденции (разница только в оборачиваемости и сроках годности продукции). Представители продуктовых сетей прогнозируют рост цен до 80 процентов к концу года, и, я думаю, представителям фармбизнеса нужно быть готовыми к аналогичному сценарию развития. Хотя известно, что прогноз — дело неблагодарное и вполне может статься, что он сбудется в незначительной части. Но повторю: даже при самом неблагоприятном развитии событий лекарств для обеспечения потребностей больниц и нужд льготников на 2009 год хватит. Несмотря на значительное сокращение расходов областного бюджета, статьи на лекарственное обеспечение сохранены в полном объеме. Нуждающиеся в медикаментах южноуральцы не останутся без помощи.

кухни на заказ в Кубинке недорого

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318