Житель Златоуста раскрыл секрет булата

Житель Златоуста раскрыл секрет булата

Основываясь на трудах Павла Аносова, златоустовец Сергей Баранов опытным путем раскрыл секрет булата.

Сбылась давняя мечта златоустовского парня. Больше 10 лет он проводил опытные изыскания в приспособленном помещении собственной усадьбы. Но в результате Сергей Баранов освоил выплавку легендарной булатной стали и начал ковать из нее уникальные клинки.

Мучили загадки

Во время учебы в техникуме имени Павла Аносова Сергей нередко задумывался о происхождении булата. Ломал голову над загадкой: куда девался секрет его выплавки, раскрытый в позапрошлом веке начальником Златоустовских горных заводов Аносовым? Не прошло и 200 лет, есть архивы, сохранилась техническая литература по отечественной металлургии XIX века, имеется немало современных научно-исторических исследований промышленности того периода. Наконец, сегодняшний уровень развития металлургии таков, что, казалось бы, воссоздание технологии выплавки узорчатой, высокоуглеродистой, литой стали не должно быть большой проблемой. Но нет: пасуют не только металлурги-практики, но и ученые с большой буквы.

Неужели это выдумка, будто древние воины Индокитая вооружались булатными клинками, которым по прочности не было равного холодного оружия многие последующие сотни лет? Разве не правда, что Павел Аносов, исследовав с помощью микроскопа структуру стали, трудом и талантом златоустовских мастеров придал ей те самые прочность и упругость, какие были у древнего булата? А хранящиеся в Златоустовском краеведческом музее единичные образцы кинжалов и сабель, изготовленных из аносовской стали, - не булат, а, к примеру, дамаск, получаемый в результате кузнечной сварки? Сергей хотел убедиться в правдивости легенд о клинках «из огня и стали», а также в том, что великий русский металлург раскрыл секрет своих древних индоиранских коллег.

Секрет - не в структуре

Окончив техникум, Сергей начал работать на современном электрометаллургическом заводе «Метапласт» и изучать процесс плавки. Вникая в специальную литературу, начал понимать: секретного в буквальном смысле описания структуры легендарной стали никогда не было. Нетрудно отыскать в Интернете статью Павла Аносова «Способы приготовления литой стали», опубликованную в первом номере «Горного журнала» за 1837 год. В ней великий металлург обобщил многолетний опыт своих изысканий. В частности, изложил четыре способа получения булатной стали. Однако эта технология не получила широкого применения, так как оказалась трудоемкой и требовала от сталеплавильщиков и кузнецов большого мастерства. К тому же предъявляла весьма высокие требования к исходным материалам.

- Я понял, - рассказывает Сергей Баранов, - что выплавка булатной стали - это, прежде всего, сложный, филигранный труд. Главное при этом - не только и не столько знание технологии, сколько присутствие необходимого соотношения и качества используемых угля, руды, флюса и других материалов, а также высокого профессионализма плавильщика. Необходимы также печь особой конструкции и тигель нужной формы из графита (сосуд, в котором остывает расплавленный металл).

Крутой поворот

Сергей решил круто изменить свою жизнь, посвятив ее созданию кузницы стародавнего образца. Аналогичной той, в которой кустарным прадедовским способом выплавлялась булатная сталь. Цель - выковывать из нее клинки для последующего изготовления украшенного холодного оружия. Иными словами, он решил в домашних условиях воссоздать способы плавки, описанные П. Аносовым. Баранов покинул завод, на котором работал начальником цеха. Зарегистрировал фирму «Скиф». Шаг более чем смелый, рискованный даже: к тому времени, 10 лет назад, у него уже была семья, а стартового капитала для открытия своего дела не было.

Но жена Лена поддержала, и не только на словах: помогала обустраивать под цех помещение, арендованное у одной из оружейных фирм города.

Поначалу он работал над конструкцией горновой печи, в точности повторяющей те, что имелись на Златоустовском заводе в начале XIX века. Лишь 24-й вариант оказался успешным. С просьбой о содействии обратился к родственникам из Нижнего Тагила, откуда в позапрошлом веке поступала в Златоуст железная руда. Вместе с ними отыскал старый карьер, в котором добывали руду, идущую на выплавку булатной стали. Он действует и поныне. Договорившись о поставках нужного сырья, Баранов закупил древесный уголь.

- Каждая плавка длится примерно 12 часов, на нее требуется около двух тонн древесного угля, стоящего немалых денег, - говорит Сергей. - Потому первые годы работа в кузнице была в убыток. Приходилось искать и выполнять побочные заказы, перебиваться случайными заработками. Семья все это мужественно терпела.

У долгожданной цели

В 2007 году, когда было проведено около 400 плавок, Сергей добился желаемого результата: получил слиток весом около двух килограммов, из которого выковал затем узорчатый клинок. Он легко перерубал каленую стальную проволоку диаметром 8 миллиметров. На сегодня выполнено более 700 плавок.

Любимое дело и сейчас не приносит ожидаемой прибыли, поскольку изготовлено не более 20-30 булатных клинков. К тому же Сергей не может продать их оружейным фирмам по достойной цене, так как пока не имеет на руках официального заключения о качестве выплавленной им стали. Документальное, но не до конца оформленное подтверждение принадлежности его клинков к булатной стали дали специалисты из магнитогорского ИТЦ «Аусферр» (специальная лаборатория при ОАО «ММК»). А недавно екатеринбургский академик Вадим Счастливцев, дока в области физики твердого тела, также дал (правда, устно) положительное заключение. Обещал 10 февраля (как подарок к 35-летию Сергея) прислать официальный документ от РАН. Окрыленный первым успехом, Сергей обзавелся собственным сайтом Pulad (индоиранская версия слова «булат»). На нем представлены образцы холодного оружия с клинками, выкованными Барановым из выплавленной им стали.

С помощью Интернета Сергей нашел 20 мастеров, которые занимаются аналогичными опытами и экспериментами. Большинство, как выяснил, - выплавкой дамасской стали. Остальные не добились необходимого содержания углерода в выплавляемых слитках и, соответственно, богатого многослойного узора на литом клинке.

VK31226318