«Мультики» Разума

«Мультики» Разума

Новый роман лауреата «Русского Букера» Михаила Елизарова оказался интереснее и глубже предыдущего.

Михаил Елизаров в 2008-м стал сенсационным лауреатом премии «Русский Букер» за роман «Библиотекарь». В нем молодой писатель сделал забавное допущение: литературный хлам, кондовый соцреализм на самом деле имеет мистический смысл, даря своим читателям феноменальные способности. Новая вещь «Мультики» в какой-то степени продолжает тему поиска смыслов в советском наследии. Но куда важнее - следующий роман оказался интереснее и глубже предыдущего, а это случается нечасто даже с хорошими писателями.

Главный герой «Мультиков» подросток Герман Рымбаев в конце 80-х переезжает вместе с родителями в большой город. В молодежной среде задает тон дворовое хулиганье (спортивные костюмы, портвейн за гаражами, видеосалоны, мелкий гоп-стоп и т.п.). Изначально не склонный к асоциальному поведению, Герман, прозванный за крепкие мышцы Рэмбо, вливается в компанию хулиганов. Один из промыслов компании - «мультики»: мужикам на улице показывают раздетую девку, а потом требуют «за просмотр» деньги. Понятно, что долго так продолжаться не может, и вскоре Рэмбо попадает в детскую комнату милиции…

До этой поры повествование бежало как весенний ручеек, узнаваемые выпуклости позднесоветского быта не столько пугали, сколько, напротив, успокаивали читателя. А дальше начинается нечто медленно «взрывающее мозг». Стареющий педагог, неказистый Разум Аркадьевич демонстрирует Герману свои «мультики» при помощи видавшего виды диапроектора.

Картинки в стиле советских комиксов рассказывают истории перевоспитания трудных подростков в разные годы Советского Союза, причем все герои исторически связаны меж собой. Герман узнает в них и самого Разума, в детстве творившего такое, что и читать без содрогания сложно. Но главное - там уже «забита» история «перековки» самого Германа…

У Михаила Елизарова очень сложные, запутанные отношения с советскими смыслами. Сам он - уроженец Харькова, что интересно - младше своего героя, совершеннолетие которого, кажется, совпадает с развалом коммунистической империи. Елизаров без нажима констатирует одну очень важную вещь. Советские «мультики», наивные, технически примитивные и, пожалуй, жестокие, оказываются на несколько порядков мощнее тех, что возникли позднее - сначала «гопнических», а потом, как мы можем домыслить, «бандитских» и современных нам «государственно-олигархических». Впрочем, это лишь самый верхний слой. Можно ведь еще вспомнить обширную литературную традицию от «романа воспитания» через опять-таки соцреализм до Сорокина и Пелевина - тут уж куст смыслов расцветает необычайно, даря читателю массу эмоций и поводов задуматься. В том числе о феномене личности и биографии, взаимоотношениях человека и людей, роли, пардон, государства в личности своего гражданина. А это уже выводит Михаила Елизарова из-под стрел, привычно (и часто за дело) бьющих отечественный постмодернизм.

Михаил Елизаров. «Мультики», Москва, АСТ, 2010.

Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

шкаф купе Апрелевка заказ

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

Кабель камакс скпмнг а -frhf 1х800 со склада.
VK31226318