Архиепископ Феофан с первых шагов поразил южноуральцев своей невероятной активностью, эпатажными заявлениями и… доступностью

Архиепископ Феофан с первых шагов поразил южноуральцев своей невероятной активностью, эпатажными заявлениями и… доступностью

Архиепископ Феофан с первых шагов поразил южноуральцев своей невероятной активностью, эпатажными заявлениями и… доступностью. Он готов отвечать на самые неудобные вопросы прихожан, выступает в любой аудитории, сотрудничает со всеми ветвями власти, общается со СМИ. Только 14 ноября правящий архиерей Челябинской епархии проводил «прямую линию» «Архипастырь» на телевидении Екатеринбурга. Вернулся оттуда в три часа ночи, а 15 ноября в полдень уже улетел в Москву, в патриархию. Таков ритм его жизни.

В свои 64 года он энергичнее окружающей его молодежи. Исколесил всю область и кардинально изменил жизнь епархии. Что нового появилось у православных верующих Южного Урала за семь месяцев его правления? Об этом мы беседуем с Феофаном, архиепископом Челябинским и Златоустовским.

- Владыка, в первый же месяц работы вы сняли настоятелей кафедрального собора, крупнейшего храма в Миассе, Магнитогорске и так далее. С чем связана такая жесткая ротация кадров в епархии?

- Время стремительно вносит в жизнь свои коррективы. Святейший Патриарх Кирилл не терпит беспорядка, расхлябанности, ставит перед РПЦ новые задачи, выдвигает современные требования. А в Челябинской епархии все шло неспешно, по-накатанному. Времени притираться, выстраивать отношения у меня просто нет. Нужно быстро действовать. И мной было принято решение произвести ряд кадровых перемен, в том числе настоятеля Свято-Симеоновского собора Игоря Рысенко я направил в Миасс, чтобы активизировать там жизнь прихода. Это пошло на пользу приходу. По-другому пошла и жизнь Свято-Симеоновского собора.

В это воскресенье я служил и обратил внимание: почти полхрама мужчин среднего возраста, огромное количество детей, намного больше стало народу.

- Так ведь вы перенесли время служб. Теперь храмы и в будние дни открыты с шести утра до восьми вечера. Да и в своих проповедях вы говорите о самых больных проблемах людей, отвечаете на их вопросы.

- В обязательном порядке я сам проповедую и духовенство заставляю. Требую, чтобы активизировали работу с молодежью, воскресными школами, возглавляли социальную деятельность. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией Челябинска. И не на бумаге, а активно работаем.

- Проблема с органом, на ваш взгляд, разрешена?

- Не без содействия владыки идет строительство практически заново кинотеатра «Родина». Как только стройка будет завершена, спокойно, ровно переносим туда орган. У любителей музыки будет новый органный зал. А для верующих очень важно, чтобы храм был храмом.

- Вы не будете поторапливать власти с переносом органа?

- Я и так делаю все, что необходимо. Бываю на стройке «Родины» постоянно, интересуюсь, активно ли идет работа. Поэтому «Богу содействующих» все в свое время будет. Но в храме Александра Невского мы не прекращаем службы, верующих туда приходит все больше.

Когда я узнал о безобразиях, что внутри храма, не стал даже особенно спорить. Послал слесарей, чтобы они все сняли, чтобы не было этого кощунства. И вопрос был решен.

- Вы имеете в виду туалеты на месте бывшего алтаря?

- Этого надругательства над святыней больше нет!

- Но рядом с храмом в неуклюжем здании, прозванном челябинцами «утюгом», активно действует ночной клуб.

- Будет решен и этот вопрос. Здесь ничего выдумывать не нужно: есть законодательство, которое запрещает расположение таких заведений рядом с культовыми зданиями. Да и с архитектурной точки зрения, я не думаю, что оно - украшение центра города.

- Владыка, вы, как и Патриарх Кирилл, делаете ставку на молодежь, а ведь многие считают нынешнее поколение «потерянным».

- Я совершенно с этим определением не согласен. Себя-то мы не считаем потерянным поколением, хотя большинство людей старшего возраста безбожные. И какой пример они показывают молодым, на чьих образцах те учатся? Какие модели поведения им привили? Стандарты лихих 90-х? Сколько сейчас вседозволенности! В электронных СМИ порнография публикуется почти в открытую. А ночные клубы с «Гаражами»? Не молодежь, а ее родители создали материальную и законодательную базу для всего этого. Старшее поколение толкает своих детей по ложному пути. Им еще приходится и расхлебывать все это за нас.

Если мы осознали это, наша задача - помочь молодежи. Для этого необходимы четкие ориентиры. Из пункта А в пункт Б лучше всего идти по каким-то вехам намеченного пути, а не кривыми дорожками. Всегда лучше прямой путь.

- Почти все дети бывших атеистов - крещеные. Но даже мы - всего лишь захожане в церкви. Как их-то сделать прихожанами?

- Самое главное, какие у них будут жизненные цели, чтобы они поняли, в чем конечный смысл человеческого бытия. А уж затем через те средства, которые Бог дал нам на земле - Священное Писание, храмы, таинства - прийти к одной цели Земля-Небо, к Богообщению через нравственное очищение.

Сначала определите прерогативы в этой жизни. Ешь, пей, веселись или же совершенствуйся нравственно через проявление уважения, любви, взаимотерпимости друг к другу, а это и есть приближение к Богу. Очень соблазнительно все, что временно. Выбрал первый путь - сразу получил удовольствие, отдачу. А дальше что? Человек ведь поэтапно переосмысливает свою жизнь. Почему старшее поколение только к концу жизни становится верующим? Огромный путь позади. Ты достиг своей цели и стал богатым, а здоровья уже нет. Впереди - пустота. Зачем же столько сил на это потратил, шагал по человеческим судьбам? Важно, чтоб люди об этом задумывались не у гробовой доски, а с молодости.

- Прибыв в Челябинск, вы начали с энергичного заявления о необходимости строительства в городе 100 храмов. Увы, сами прихожане не соберут на них средств. Готовы ли крупные бизнесмены области спонсировать такое строительство, как это было на Кавказе?

- Наше общество к этому готово, это видно по опыту строящихся храмов. Возьмите, например, храм Сергия Радонежского на северо-западе Челябинска. Сколько лет он существовал лишь в проекте! А сейчас отделана нижняя часть, там уже служим, наверху быстро идет строительство.

Вот смотрите, на столе у меня всегда лежат проекты новых церквей. Нужно говорить, встречаться с людьми, чтобы они помогали их возведению. Обращаюсь к южноуральцам: мы должны подумать о создании фонда возрождения храмов.

Богатство, достаток - это ведь не самоцель. Сколько богатых людей мы хороним. Как часто бывает: все у человека есть, а жизнь кончается, даже если он и в полном здравии. Кто из бизнесменов откупился от смерти? Я встречал людей (их имена на слуху), готовых отдать все, что у них есть, дабы продлить жизнь хоть на короткий отрезок времени, чтобы успеть переосмыслить свою судьбу и покаяться.

Прошли те лихие годы, когда братки только и думали, как бы чего урвать, «прихватизировать». Сегодня у нас нормальные бизнесмены, они начали осмысленно подходить к богатству.

Постоянно шумим: «мы - преемники Демидовых». Посмотрите, какие они храмы ставили! Вот я ездил по Каслинскому району: Булзи, Багаряк, Огнево - какие великолепные храмы стоят. И все порушены!

- Правда, что вы решили возрождать один из таких заброшенных храмов в Кунашакском районе на свои деньги?

- Не очень-то этично об этом говорить. Увидел в Большом Куяше храм Покрова Пресвятой Богородицы, посвященный победе над армией Наполеона, 200-летие которой мы отмечаем в будущем году. В каком он поруганном состоянии, все развалено! Мне очень стало больно. Решил: все, что у меня есть, отдам на его воссоздание. Сейчас уже залит у него бетонный пол, сделали крышу, купола стоят. Вчера только там был: снаружи храм в порядке. И люди вокруг мне помогают.

- Скажите, а где вы возьмете столько священников для новых храмов?

- Это вопрос непростой. Я поставил очень жесткое условие всем священникам епархии, которые не имеют полного духовного образования, в обязательном порядке поступить в духовную семинарию. Это высшая на сегодняшний день духовная школа. И предупредил: кто не хочет учиться - пойдет пономарем. Это требование, а не уговоры. Есть постановление Священного Синода: духовенство должно иметь высшее духовное образование. С другой стороны, работаем с молодежью, направляем в семинарию. Своей, к сожалению, пока у нас нет. Но я думаю, семинария будет в Челябинске, в этом есть необходимость. Будем готовить кадры.

Конечно, невозможно построить храмы по мановению волшебной палочки. Будем постепенно их возводить, будут и кадровые вопросы решаться. Вы посмотрите, сколько маленьких ребятишек приводят сегодня на службы в Свято-Симеоновский собор - это и есть наши будущие кадры.

- Будет ли открыт в Челябинске теологический факультет?

- Планов очень много, добьемся со временем и этого. Наметил обязательно встречаться со студентами и ЮУрГУ, и ЧелГУ. Провели переговоры и подписали соглашение с академией культуры. Нам нужны регенты хоров, а в академии есть хорошие певческая и дирижерская базы. Вот она и будут готовить дирижеров, мы будем читать им лекции, а потом трудоустроим в храмы. Вот вам еще один пример взаимополезного сотрудничества государства и церкви.

- Солисты нашего оперного театра когда-то подрабатывали в хоре Симеоновского собора. Дивной красоты было пение!

- А я сделал ставку на молодежь. Главное условие поставил регенту нашего хора Екатерине: неверующие люди у меня в хоре петь не должны. Потому что пение церковного хора - это не концертное выступление, а молитва.

- Сейчас, наверное, совсем неверующих людей и нет в нашем обществе.

- Патриарх Алексий I как-то несказанно удивил свое окружение, сказав, что неверующих людей вообще нет в жизни. Одни верят, что Бога нет, другие, что Бог есть. И то, и другое основано на вере.

- В Челябинске начал активно работать крематорий, там священники отпевают умерших. Наши читатели спрашивают, как относится православная церковь к кремации?

- Очень сложный вопрос. С кремацией иногда связана человеческая леность: возиться не хочется, могилу копать, оградку, памятник ставить, потом ухаживать за всем этим. Давайте кремируем, все проще. Но сейчас много говорится о том, что мегаполис растет, нет свободной земли для кладбищ, хоронить негде. По этому поводу приняты законы, общество приемлет такой обычай. Но сам я остаюсь сторонником нашей традиции «земля еси и в землю отыдеши»(из земли вышел и в землю уйду).

- Решен ли вопрос о строительстве нового кафедрального собора? Где он будет возведен?

- Проблема с землей оказалась очень сложной. Настолько трудно в Челябинске найти место для собора, что вопрос приходится решать через Москву с помощью Святейшего Патриарха.

- А резиденцию вы тоже будете менять?

- Это сейчас не главная задача. Но чисто по-человечески посмотрите: покои владыки находятся в центре города, рядом собор. Стоит мне днем или вечером выйти подышать воздухом (уж не говорю, какая здесь загазованность), и я уже на работе, со всех сторон ко мне спешат прихожане. Вот уже семь месяцев я без отдыха.

Те же чиновники имеют возможность спокойно отдохнуть за городом. Почему-то к церковным людям предъявляются пуританские требования: не так одет, часы дорогие, почему едешь не на осле, а на иномарке… Все-таки надо учитывать другое время, которое на всех накладывает свой отпечаток.

Если у паствы есть желание, чтобы у владыки были силы и здоровье, помогите создать условия и для его полноценного отдыха.

- Скажите, владыка, почему у вас нет охраны?

- Даже в самые трудные годы моего служения на Кавказе, когда был Беслан, я ездил без охраны. (Сейчас прихожане удивляются: все мои преемники приехали с охранниками.) А здесь-то в Челябинске какая охрана, если Бог не спасет?

- Но к вам идет поток людей не только за благословением, но и с вопросами, жалобами, претензиями, больные, в конце концов.

- Сумасшедший проявится - найдутся рядом люди, которые его остановят. Какой охранник меня спасет? Для верующего человека Бог - самый надежный защитник.

Я стараюсь с людьми говорить по-человечески, быть честным. Даже если приходится принимать твердое решение, объясняю, почему. Никогда не принимаю решения, не предупредив о нем человека. Даю ему возможность исправиться, подготовиться. Если вижу, что этого не происходит, только тогда расстаюсь с ним. Вот недавно был случай. В Симе у нас священник редко служит, жалуются прихожане. Я его спрашиваю, почему так. Объясняет, что живет в Уфе, там у него семья, матушка, дорога трудная, 150 километров, да еще и через перевал, так что к месту службы приезжать может только в выходные. Я его предупредил. Прошло время - та же картина. Я его вызываю: или вы переезжаете и живете там, где ваш приход, или мы с вами попрощаемся. Священник говорит: матушка у меня из столицы, в Симе жить не сможет. И мы с ним расстались. Нашли другого человека.

Это очень порочная практика, когда священник живет в одном месте, а служит в другом. Поэтому и некоторые возрожденные сельские храмы у нас заброшены. Священники не знают своих прихожан, не живут их заботами. Привыкли: отслужили и уехали в Челябинск. Это неправильный подход. Буду добиваться, чтобы духовенство жило на приходах. Раз выбрал служение церкви, так и отдаваться ему должен полностью.

- Но есть же и у вас слабости, которые вы можете себе позволить?

- Я очень люблю рыбалку, обязательно на червяка. Только не на хищников, а на карася, пескаря, красноперку. Такое удовольствие посидеть в тишине с удочкой. В лес за грибами сходить тоже люблю. Только за семь месяцев службы в Челябинске ни разу не удалось мне позволить себе таких слабостей, потому что нет времени, нагрузки огромные. Поспать иногда хочется, и то не успеваю.

Мне много приходится выступать, встречаться с людьми, текстов я не пишу. Прошу оставить меня одного, чтобы наметить в голове узловые моменты выступления, выстроить схему будущей встречи. А выдастся свободная минутка, говорю водителю: «Поехали за город, где народа нет!» Похожу по полю, подышу, подумаю и опять за работу.

Mebelzelenograd.ru кухни Зеленоград

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318